+7 (495) 225-01-92

Консультант


Ирина Кондратенко
irina.kondratenko@standartaudit.ru

Контакты

Аудиторская компания "Стандарт"
Москва, Нагатинская ул., 1/23
+7 (495) 225-01-92
+7 (925) 544-71-50
info@standartaudit.ru
Страница в Facebook


Аудит НКО

Организации подразделяются по цели своей деятельности на коммерческие и некоммерческие. Впрочем, различия между этими видами достаточно условны. Некоммерческие организации действуют ради общественно полезных целей, например благотворительных, образовательных, духовных и иных. Причем эти цели должны быть описаны в их учредительных документах (как правило, уставах).

К числу НКО относятся в частности фонды, учреждения, государственные компании и корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (АНО), товарищества собственников жилья (ТСЖ), общественные и религиозные организации. Для них допустимо занятие деятельностью, приносящей прибыль, при условии, что она осуществляется для достижения их уставных целей, однако участники (учредители) таких организаций не вправе распределять полученную прибыль между собой, за исключением потребительских кооперативов  (п.5 ст.116 ГК РФ). Ассоциациям и союзам юридических лиц запрещено заниматься бизнесом (ст. 121 ГК РФ). Иностранные некоммерческие неправительственные организации вправе осуществлять свою деятельность после регистрации в Министерстве юстиции и осуществлять ее в течение неопределенного срока, в отличие от аккредитации иностранных коммерческих организаций и неправосубъектных образований.

Количество зарегистрированных НКО в России постоянно меняется, никто не может сказать точно, какое количество существует на данный момент, но по данным Федеральной регистрационной службы, только иностранных не менее 300.

Аудит в некоммерческих организациях (аудит НКО) совсем не похож на аудит в организациях, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Основные направления, по которым проводится  аудит некоммерческих организаций (аудит НКО):

Нередко аудитор, осуществляющий аудит некоммерческих организаций (аудит НКО), сталкивается с тем, что в большинстве организаций отсутствуют решения органов управления, определяющие направления деятельности организации, а также сметы, регламентирующие расходование средств на отдельные программы или направления деятельности некоммерческих организаций.

Все некоммерческие организации должны действовать на основании самостоятельного баланса или сметы. Об этом сказано  в п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Требования к составлению сметы законодательно не определены. Смета НКО, в отличие от баланса, составляется и утверждается до начала отчетного периода. Смета, как правило, составляется на календарный год либо на срок выполнения соответствующей программы либо проекта. Утверждать или изменять баланс и смету некоммерческой организации вправе только ее высший орган управления, это относится к его исключительной компетенции на основании п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Устанавливать ограничения на расходы некоммерческой организации в рамках утверждения сметы могут только учредительные документы НКО или жертвователи, грантодатели и учредители (члены, участники).

Для некоторых видов НКО существуют законодательные ограничения расходования средств. Так, статьей 16 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что:

  1. благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ (п.3);
  2.   в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой (п.4).

Проверить соблюдение перечисленных выше требований поможет аудит в некоммерческих организациях (аудит НКО), в том числе обязательный аудит.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" из числа некоммерческих организаций обязательному аудиту подлежат:

1. общества взаимного страхования;
2. профессиональные объединения автостраховщиков;
3. товарные, валютные или фондовые биржи, если они созданы в форме НКО;
4. негосударственные пенсионные или иные фонды;
5. прочие НКО (кроме органов власти, государственных и муниципальных учреждений, сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов), у которых объем выручки от продажи товаров, выполнения работ оказания услуг за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года предшествовавшего отчетному превышает 60 миллионов рублей;
6. НКО, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с федеральным законом, в том числе: